1 группа раннего возраста (1,5 - 2 года)
Аннотация к Рабочей учебной программе
Для детей первой группы раннего возраста
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А Васильевой;
Пояснительная записка
Вторая группа раннего возраста Содержание психолого – педагогической работы
Задачи воспитания и обучения
Продолжать укреплять здоровье детей, закалять их, развивать основные виды движений. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей.
В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.
Расширять ориентировку детей в ближайшем окружении, пополнять запас понимаемых слов и активный словарь, развивать потребность в речевом общении. Формировать умение понимать слова, обозначающие названия предметов, действия.
Формировать умение понимать простые предложения, небольшие рассказы. Содействовать формированию умения выражать словами, а затем короткими предложениями свои потребности и желания, отвечать на вопросы взрослого.
Использовать окружающую обстановку и общение с ребенком для развития его восприятия, мышления, внимания, памяти.
Формировать умение действовать с игрушками, предметами ближайшего окружения в соответствии с их особенностями и назначением; подражать игровым действиям взрослого, отображать в игре по подражанию, образцу знакомые жизненные ситуации.
Развивать познавательную и двигательную активность детей во всех видах игр. Формировать навыки культуры поведения: здороваться, прощаться, благодарить.
Поощрять доброжелательное отношение ребенка к сверстникам, побуждать запоминать их имена. Побуждать к сочувствию и отзывчивости.
Воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Развивать эстетическое восприятие.
Привлекать внимание детей к запахам, звукам, форме, цвету, размеру резко контрастных предметов.
Формировать умение рассматривать картинки, иллюстрации.
Развивать интерес к музыке, поддерживать радостное состояние при прослушивании произведения. Расширять музыкальные впечатления, обогащать слуховой опыт ребенка. Развивать понимание взаимосвязи музыки и движений. Побуждать к подражанию певческим интонациям взрослого, к простейшим ритмическим движениям под музыку.
Поощрять самостоятельную деятельность детей. В предметно-игровой деятельности показывать детям правильные способы действий, поддерживать познавательную активность, заинтересованность, побуждать к самостоятельности и экспериментированию с разнообразными дидактическими материалами.
Формировать игровые действия с разнообразными сюжетными игрушками, умение использовать предметы-заместители.
Учить играть, не мешая сверстникам.
Формировать умение играть вместе, сдерживать свои желания. Формировать способности попросить, подождать.
Воспитание при проведении режимных процессов
Режимные процессы (кормление, укладывание на сон, подъем, сборы на прогулку и возвращение с нее, проведение гигиенических процедур) занимают существенную часть времени бодрствования. Дети нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого.
Воспитывать культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Поддерживать стремление детей к самостоятельности. Соблюдать принцип постепенности включения каждого ребенка в режимный процесс. (За стол усаживать только по 2-3 человека, не умеющих есть самостоятельно. Остальные дети в это время продолжают играть и так далее.)
Продолжать учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем, с частичной помощью взрослого съедать положенную порцию. Закреплять умение пользоваться салфеткой, после еды благодарить взрослых, задвигать стул.
Содействовать активному участию детей в процессах, связанных с прогулкой и сном. К 1 году 7 месяцам приучать раздеваться с небольшой помощью взрослого (снимать шапку, валенки, рейтузы, расстегнутые туфли, шорты и колготки). К 2 годам под контролем взрослого выполнять отдельные действия: снимать и надевать перечисленные одежду и обувь в определенном порядке.
Приучать детей к опрятности, аккуратности. К 2 годам учить с помощью взрослого пользоваться носовым платком, приводить в порядок одежду, прическу, аккуратно и в определенной последовательности складывать одежду, ставить на место обувь. Учить бережно относиться к вещам. Обращать внимание детей на порядок в группе.
Способствовать выработке навыка регулировать собственные физиологические отправления (к 2 годам).
Воспитывать элементарные навыки культуры поведения. Закреплять навыки поведения, соответствующие нормам и правилам: садиться за стол с чистыми руками, правильно вести себя за столом; спокойно разговаривать в группе, не шуметь в спальне; слушать взрослого, выполнять его указания, откликаться на его просьбы. Формировать желание оказывать посильную помощь воспитателю в группе и на участке; в домашних условиях — членам семьи, соседям.
Продолжать учить детей понимать слова «хорошо», «плохо», «нельзя», «можно»,
«нужно» и действовать в соответствии с их значением; приучать здороваться, прощаться, благодарить.
Формировать умение обращать внимание на играющего рядом товарища, понимать его состояние, сочувствовать плачущему. Приучать не мешать сверстнику, не отнимать игрушки, делиться ими, уметь подождать.
Формировать умение бережно относиться ко всему живому: не рвать цветы и листья, не ходить по газонам, не обижать животных, ласково обращаться с ними, защищать их. Положительное отношение к окружающему должно носить действенный характер: нужно учить детей поливать растения, кормить животных и птиц.
Расширять ориентировку в окружающей среде. Формировать умение свободно ориентироваться в группе (приемной, спальне). Знакомить с назначением помещений группы, с местами хранения личных вещей, местом ребенка за столом. Знакомить с дорогой от дома до детской площадки.
Развивать понимание речи.
Закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение (высоко, низко). Помогать детям запоминать цепочку разворачивающихся по подсказке взрослого действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.).
Развивать активную речь.
Побуждать к замене облегченных слов полными; напоминать названия предметов одежды, обуви, мебели, отдельных действий с ними. Содействовать формированию умения выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями, состоящими из трех и более слов (к 2 годам).
РЕЖИМ ДНЯ 1 ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА (1 год 6 месяцев – 2 года) Холодный период года
Время |
Содержание |
07.00. – 08.00. |
- Приём и осмотр детей, игры; - Индивидуальная работа с детьми; |
08.00. – 08.10. |
- Утренняя гимнастика; |
08.10. – 08.40. |
- Личная гигиена; - Подготовка к завтраку. Завтрак; |
08.40. – 08.48. |
- Занятие 1 подгруппы детей; |
09.00. – 09.08. |
- Занятие 2 подгруппы детей; |
09.10. – 09.20. |
- Игровая деятельность детей; |
09.20. – 11.30. |
- Подготовка к прогулке. Прогулка; - Возвращение с прогулки. |
11.30. – 12.00. |
- Личная гигиена; - Подготовка к обеду. Обед; |
12.00. – 15.00. |
- Сон; |
15.00. – 15.20. |
- Постепенный подъём под музыку; - Закаливающие процедуры; |
15.20. – 15.40. |
- Личная гигиена; - Подготовка к полднику. Полдник; |
15.40. – 15.50. |
- Занятие 1 подгруппы детей; |
16.00 – 16.10. |
- Занятие 2 подгруппы детей; |
16.10. – 16.20. |
- Игровая деятельность детей; |
16.20. – 17.30. |
- Подготовка к прогулке. Прогулка; - Возвращение с прогулки. |
17.30. – 17.50. |
- Игровая деятельность детей; |
17.50. – 18.20. |
- Личная гигиена; - Подготовка к ужину. Ужин; |
18.20. – 19.00. |
- Игры. Уход детей домой; |
- Сон – 3 часа;
- Прогулка – 3 ч 20 мин.;
- НОД по 8-10 мин. по подгруппам;
РЕЖИМ ДНЯ 1 ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА (1 год 6 месяцев – 2 года) Тёплый период года
Время |
Содержание |
07.30. - 08.20. |
- Прием на улице, осмотр; - самостоятельная игровая деятельность; - Утренняя гимнастика; - Возвращение с прогулки; |
08.20. - 08.50. |
- Личная гигиена; - Подготовка к завтраку; - Завтрак |
08.50. - 09.10. |
- Самостоятельная игровая деятельность |
09.10. - 11.20. |
- Подготовка к прогулке; - Прогулка; - Возвращение с прогулки; |
10.00. - 10.15. |
- Второй завтрак |
11.20. - 12.00. |
- Личная гигиена; - Подготовка к обеду; - Обед |
12.00. - 15.20. |
- Сон |
15.20. - 15.30. |
- Подъем; - Закаливание |
15.30. - 15.50. |
- Личная гигиена; - Подготовка к полднику; - Полдник |
15.50. - 17.00. |
- Подготовка к прогулке; - Прогулка; - Возвращение с прогулки; |
17.00. - 17.30. |
- Личная гигиена; - Подготовка к ужину; - Ужин; |
17.30. - 18.00. |
- Подготовка к прогулке; - Прогулка; - Самостоятельная игровая деятельность; - Уход детей домой |
- Сон – 3 ч 20 мин.;
- Прогулка – 4 ч 40 мин.
Воспитание в играх-занятиях
Приучать детей слушать взрослого, следить за тем, что он делает и показывает, подражать его словам и действиям, выполнять задания.
С детьми второго года жизни рекомендуется проводить по 2 занятия в день: с каждой подгруппой по 10 занятий в неделю. Игры-занятия с детьми проводятся в утренний и вечерний периоды бодрствования.
Продолжительность игры-занятия 8 -10 минут.
Учебный план для первой группы раннего возраста (1,5 – 2 года) реализующей Основную общеобразовательную программу дошкольного образования, на основе содержания Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
Виды игр - занятий |
Количество НОД |
|
В неделю |
В год |
|
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи |
3/24 |
108 |
Развитие движений |
2/20 |
72 |
Со строительным материалом |
1/10 |
36 |
С дидактическим материалом |
2/16 |
72 |
Музыка |
2/20 |
72 |
ВСЕГО: кол-во/мин. |
10/90 |
360 |
Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи
Понимание речи. Расширять запас понимаемых слов, обозначающих части тела ребенка и его лица.
Называть детям цвет предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размер (большой, маленький), форму (кубик, кирпичик, крыша-призма), состояние (чистый, грязный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения (к концу года).
Закреплять умение детей с помощью взрослого подбирать знакомые предметы по цвету.
Развивать умение понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает и т.п.), способы питания (клюет, лакает и т.п.), голосовые реакции (мяукает, лает и т.п.); способы передвижения человека (идет, бежит и т.п.).
Развивать умение понимать предложения с предлогами в, на.
Развивать умение узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, слоника и т.п.).
Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых детям по личному опыту.
Активная речь. Поощрять замену звукоподражательных слов обще- употребительными (вместо ав-ав - собака и т.п.).
Предлагать образцы правильного произношения слов, побуждать детей к подражанию. Продолжать расширять и обогащать словарный запас:
- существительными, обозначающими названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств;
- глаголами, обозначающими бытовые (есть, умываться и т.п.), игровые (катать, строить и т.п.) действия, действия, противоположные по значению (открывать - закрывать, снимать - надевать и т.п.);
- прилагательными, обозначающими цвет, величину предметов;
- наречиями (высоко, низко, тихо).
Формировать умение детей составлять фразы из трех и более слов, правильно употреблять грамматические формы; согласовывать существительные и местоимения с глаголами; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; использовать предлоги (в, на). Предлагать образцы употребления вопросительных слов (кто, что, куда, где). Способствовать формированию интонационной выразительности речи.
Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и сверстникам (попроси; поблагодари; предложи; посмотри, кто пришел, и скажи нам и т.д.).
Чтение художественной литературы
Приучать слушать и понимать короткие, доступные по содержанию народные песенки, потешки, сказки, а также авторские произведения (проза, стихи). Сопровождать чтение (рассказывание) показом картинок, игрушек. Приучать детей слушать хорошо знакомые произведения без наглядного сопровождения.
Предоставлять возможность повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в поэтическом произведении. Обращать внимание на интонационную выразительность речи детей.
Примерный перечень для чтения и рассказывания детям
Русский фольклор
Русские народные песенки, потешки. «Ладушки, ладушки!..», «Петушок, петушок...», «Большие ноги...», «Водичка, водичка...», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...».
Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. 3. Александрова. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов. «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла
«Детки в клетке»); И. Токмакова. «Баиньки».
Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок».
Развитию речи детей раннего возраста следует уделять особое внимание. Организуя работу с маленькими детьми, необходимо учитывать следующее:
- занятия с малышами должны быть основаны на подражании взрослому (его движениям, словам), а не на объяснении;
- необходимо наличие эмоционального контакта между педагогом и ребенком;
- в совместной деятельности ребенка и взрослого должны одновременно присутствовать элементы игры и обучения;
- следует многократно повторять материал, чтобы закрепить знания, умения и навыки;
- содержание материала должно соответствовать опыту детей и основываться на программе детского сада;
- уровень сложности материала должен быть адекватен возрасту, задания следует усложнять постепенно;
- длительность занятия должна составлять от 5-10 до 15-20 минут;
- необходимо закреплять усвоенные знания, постоянно используя их в разных ситуациях.
Можно выделить два направления работы в развитии у ребенка понимания речи: создание речевой среды; накопление пассивного словаря.
Создание речевой среды
Развитие понимания речи происходит как в бытовых ситуациях, во время режимных моментов, так и в ходе специально организованных игр и упражнений. Для развития речи ребенка необходимо использовать любую спонтанно возникающую ситуацию.
С ребенком необходимо постоянно разговаривать: в ходе режимных моментов (одевание, раздевание, умывание, купание, принятие пищи, прогулка, подготовка ко сну), различных бытовых ситуаций (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.), во время игры, чтения книг, просмотра мультфильмов и т. п.
При этом нужно часто обращаться к ребенку, задавать вопросы. Но не требуйте от малыша немедленного ответа. Если ребенок не ответит после паузы, ответьте на вопрос сами.
Постоянный комментарий происходящего вокруг со временем даст свои плоды.
Слыша речь взрослого, ребенок узнает много новых слов и выражений.
Так как речевой навык формируется у ребенка в процессе подражания, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной. Окружающая малыша устная речь должна соответствовать правилам русского языка. Это касается звукопроиз- ношения, употребления ударения, правильного смыслового употребления слов и словосочетаний и других сторон речи. Учитывая все вышесказанное, необходимо следить за тем, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка, была простой, с четкой артикуляцией, без речевых нарушений.
Важным компонентом речевой среды являются специальные речевые игры и упражнения, которые способствуют ускорению речевого развития малыша. Игра является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста.
Накопление пассивного словаря
Пассивный словарь — это набор слов и выражений, смысл которых ребенок хорошо понимает, но может либо вовсе не употреблять в активной речи, либо использовать редко. Основная цель этих занятий — обогащение словарного запаса детей. Для запоминания детям предлагают только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния. В первые годы жизни ребенка не рекомендуется перегружать его пассивный словарь словами с отвлеченным значением и обобщениями.
Ниже представлен примерный перечень слов, рекомендуемых для запоминания.
Существительные
- Игрушки: мячик, кубик, машинка, кукла, мишка, зайчик, шарик, юла, ведерко, лопатка, конструктор и др.
- Части тела: нога, рука, живот, спина, палец, голова, шея, волосы, глаза, уши, рот, губы, зубы, нос, щеки, брови, лоб.
- Одежда и обувь: шапка, шарф, варежки, куртка, шуба, пальто, платье, юбка, кофта, рубашка, брюки, колготки, трусы, майка, носки, тапочки, сапоги, ботинки, босоножки и др.
- Предметы туалета: мыло, зубная щетка, зубная паста, губка, полотенце, расческа, носовой платок и др.
- Дом: дверь, дом, замок, ключ, лестница, лифт, окно, кухня, комната, ванная, пол, потолок, стена и др.
- Мебель: стол, стул, диван, кровать, шкаф, полка, вешалка и др.
- Бытовая техника: телевизор, телефон, плита, холодильник, пылесос, стиральная машина, утюг и др. -
- Предметы домашнего обихода: часы, зеркало, лампа, ковер, одеяло, подушка и др.
- Материалы для занятий: карандаш, ручка, бумага, альбом, тетрадь, краски, пластилин, картинки, книга и др.
- Посуда: тарелка, чашка, стакан, кастрюля, сковорода, миска, нож, вилка, ложка, половник и др.
- Продукты питания: хлеб, булка, сыр, колбаса, сосиски, молоко, масло, сметана, творог, йогурт, печенье, сок, яйцо, каша, суп, салат, бутерброд, чай, компот и др.
- Природа: растение, дерево, куст, трава, цветы, грибы, животное, зверь, птица, насекомое и др.
- Овощи, фрукты, ягоды: капуста, картошка, морковка, лук, огурец, помидор; апельсин, банан, яблоко, груша, слива, персик, виноград; клубника, малина, клюква, черника и др.
- Цветы: роза, гвоздика, тюльпан, лилия, ромашка, одуванчик и др.
- Животные: голубь, воробей, ворона; муха, комар, бабочка, стрекоза, пчела; лиса, волк, заяц, медведь, еж, мышь, змея; слон, лев, тигр, жираф, носорог, крокодил, черепаха, обезьяна, пингвин; собака, кошка, лошадь, корова, коза, свинья, кролик, овца, осел, утка, гусь, индюк, курица; теленок, козленок, поросенок, ягненок, утенок, гусенок, цыпленок, индюшонок и др.
- Транспорт: машина, автобус, троллейбус, трамвай, грузовик, такси, самосвал, самолет и др.
- Объекты окружающей жизни: улица, дорога, светофор, качели, горка, парк и др.
- Явления окружающей жизни: вода, земля, солнце, небо, дождь, снег, ночь, день и др.
Глаголы
- Собственные действия ребенка: идет, сидит, стоит, бежит, прыгает, спит, ест, играет, рисует, строит, гуляет, катается, умывается, купается, одевается, раздевается, причесывается, несет, падает, кричит, говорит, подметает, вытирает и др.
- Действия, которые совершают взрослые: читает, пишет, рисует, убирает, моет, гладит, варит, жарит, подметает и др.
- Движения и действия животных: прыгает, летает, скачет, прячется, убегает, охотится, лакает, грызет, жует, клюет, мычит, лает, мяукает, жужжит и др.
- Другие действия: телефон звонит; машина едет, гудит; самолет летит; листья падают и др.
- Названия цветов: белый, черный, серый, синий, зеленый, желтый, красный, оранжевый, фиолетовый, коричневый, голубой, розовый и др.
- Форма предметов: круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.
- Свойства предметов: холодный, теплый, горячий, тяжелый, легкий, гладкий, острый, мягкий, твердый, липкий и др.
- Размеры предметов: большой, маленький; длинный, короткий; высокий, низкий; широкий, узкий.
- Эмоциональные состояния, психологические характеристики: веселый, грустный, добрый, злой, спокойный и др.
- Названия некоторых ощущений и состояний: сладкий, соленый, кислый, горький; мокро, холодно, тепло, жарко, больно, вкусно.
- Местонахождение предметов: здесь, тут, там; на, над, под, в, за, перед.
- Количественные характеристики: один, много, мало и др.
- Временные характеристики: сегодня, вчера, завтра; утро, день, вечер, ночь; рано, поздно.
- Некоторые нравственные понятия: плохо, хорошо, правильно, неправильно.
Прилагательные, наречия, предлоги
Предлагаемый словарь дает общее представление о том, в каких направлениях следует вести работу по обогащению пассивного словаря детей. Дальнейшее развитие словаря подразумевает усвоение словарного запаса по основным темам занятий по ознакомлению с окружающим миром.
Детей также необходимо знакомить с различными фразами. И слова, и фразы ребенок сначала усваивает в контексте конкретной ситуации: малыш видит предмет, вы называете его, ребенок совершает действие, вы обозначаете его глаголом. Постепенно смысловой контекст переходит из практической реальности в представления, обозначенные при помощи слов.
- Кроме того, полезно использовать в речи общеупотребительные жесты, например: на (предложение) — протянуть раскрытую ладонь;
- дай (просьба) — сжать пальцы раскрытой ладони в кулак (можно повторить движение несколько раз);
- да (согласие) — кивок головой в направлении сверху вниз (можно повторить движение несколько раз);
- нет (отрицание) — кивок головой в направлении слева направо (можно повторить движение несколько раз), или движение прямой ладонью из стороны в сторону;
- там (указание направления) — взмах рукой в направлении объекта, на который хотят указать;
- вот (указание на близлежащий объект) — показать прямым указательным пальцем на предмет;
- тихо (призыв к молчанию, тишине) — прижать прямой указательный палец к сомкнутым губам;
- пока (прощаемся) — помахать рукой;
- один (обозначение количества) — показать указательный палец.
Обучая малышей жестам, используйте только естественные общеупотребительные (понятные всем представителям данной культуры) жесты. Не придумывайте новые жесты, подменяя ими развитие активной речи ребенка.
Развитие активной речи
Основной способ развития активной речи малышей — подражание.
Развитие речевого подражания
Речевое подражание — это воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз.
Речевое подражание маленького ребенка сначала похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отсроченного во времени повторения. Для того чтобы подражание речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка, с наглядной ситуацией, игрой. Только в этом случае возникают мотивы, побуждающие малыша говорить.
Активизация подражательной речевой деятельности ребенка подразумевает определенные требования к речи взрослого:
- речь должна быть правильной, чистой, без речевых нарушений, эмоциональной, интонированной, с выделением ударного слога;
- артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ взрослого;
- слова и фразы, предлагаемые ребенку для повторения, нужно произносить неоднократно;
- следует давать ребенку только образцы правильной речи и не повторять за ним слова-заменители.
На этапе развития речевого подражания не следует предъявлять к ребенку и его речи слишком высокие требования. Главное — добиться того, чтобы он начал говорить. Не нужно требовать от малыша точного звукопроизношения. В раннем возрасте гораздо важнее развитие коммуникативной функции речи — возможности общаться при помощи речи.
Выделяют несколько этапов развития речевого подражания:
- повторение отдельных звуков, несущих смысловую нагрузку;
- повторение аморфных слов. Аморфные слова — это грамматически неизменяемыеслова-корни (А. Н. Гвоздев). К таким словам относятся подражания голосам животных; звукам музыкальных игрушек; шуму транспорта; слова-действия, а также другие аморфные слова, которыми малыш может заменять трудные для произношения слова;
- повторение слов. Сначала для повторения ребенку предлагают простые короткие слова — мама, папа, дай, на и т. д. На этом этапе возможно употребление «облегченных» вариантов слов: не кошка, а киса, не утка, а утя и т. п. По мере развития речи малыш учится произносить двух-, трехсложные слова, воспроизводя их интонационно-ритмиче- ский рисунок. В раннем возрасте ребенок может воспроизводить звуковой состав слов приближенно. Особое внимание необходимо уделять усвоению ребенком глаголов, так как именно они играют ключевую роль в процессе развития детской речи: чем больше слов — названий действий в речи ребенка, тем выше уровень его речевого развития;
- повторение коротких фраз, состоящих из 2—3 слов, например: Где мама? Там мяч. Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается, он учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию слов в предложении, например: Вот зайка. Дай зайку.
Приемы, способствующие развитию активной речи детей
Развитию активной речи детей способствуют следующие приемы:
- многократное повторение речевого материала;
- паузы в речи взрослого, которые дают ребенку возможность высказаться доступными ему средствами;
- вопросы к ребенку;
- использование стихотворных текстов;
- использование текстов с повторяющимися элементами;
- договаривание последних слов в знакомых фразах, стихотворениях, сказках;
- ритмическое сочетание текста с движениями (потешки и стихотворения);
- ритмическое сочетание текста с мелодией (пение детских песен);
- договаривание слов-отгадок в рифмованных загадках;
- использование иллюстраций к текстам;
- обыгрывание текста.
Перечисленные приемы повышают эффективность занятий, способствуют развитию активной речи детей.
Наиболее эффективным способом развития у детей предметной деятельности и познавательных способностей является организация совместной предметной деятельности взрослого и ребенка. Воспитатель должен разумно сочетать совместную деятельность с ребенком и самостоятельные занятия малыша.
Включение детей в повседневные дела также способствует познавательному развитию и овладению предметными действиями. Помогая воспитателю накрывать на стол, убирать игрушки, ухаживать за растениями и животными в живом уголке, малыши осваивают разнообразные действия, знакомятся с новыми понятиями («чистый», «грязный», «сухая»,
«мокрая земля»), учатся классифицировать предметы.
Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру. Не следует ограничивать познавательную активность малышей, ограничение должно касаться только опасных для их жизни и здоровья объектов и действий.
Например, игры с водой открывают широкие возможности для познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, малыши получают новые впечатления, испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами воды и разных предметов (теплый — холодный, тонет — плавает и др.).
В играх с песком малыши знакомятся с его свойствами (сухой — мокрый, мягкий — твердый). Они узнают, что сухой песок можно пересыпать, а из мокрого делать различные постройки. Возможность изменять форму и расположение построек открывают простор для детского творчества.
Игры с бумагой также открывают широкие возможности для обогащения сенсорного опыта детей раннего возраста. Экспериментируя с бумагой, малыши сминают, комкают, складывают, разворачивают, разрывают ее, знакомятся с разнообразными свойствами этого материала.
Вкладывая меньший предмет в больший, дети учатся соотносить величину предметов, координируя действия руки и глаза. Маленькие дети с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно.
Игры с кубиками очень полезны для познавательного развития детей. Действуя с кубиками, малыши получают возможность сравнивать их по величине, цвету, материалу, рассматривать и называть нарисованные на них картинки, значки, сооружать различные постройки.
Игры с картинками полезны тем, что способствуют формированию у детей наглядно- образного мышления, развитию таких мыслительных операций, как классификация, сериация, обобщение. В процессе игр с картинками развивается способность детей узнавать предметы по их изображению, удерживать в памяти наглядные образы, восстанавливать образ целого по его частям, сравнивать изображения по различным признакам.
Детям очень нравится прятать и искать игрушки. Это увлекательное занятие не только забавляет малышей, но и способствует развитию у них внимания, памяти, ориентировки в пространстве и т.д.
Детям раннего возраста очень нравится подражать действиям взрослого. Нужно использовать эту особенность для развития у малышей целенаправленности и самостоятельности в предметной деятельности. Задача педагога — заинтересовать ребенка тем или иным видом деятельности, поддерживать его стремление получить определенный результат.
Занятия по сюжетному рисованию являются одновременно и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и самого рисования ведется непрерывный разговор с детьми. Такая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, способствует речевому подражанию, а в дальнейшем организует настоящий диалог с игрушечным персонажем или со взрослым. Можно говорить о том, что занятия рисова- нием стимулируют развитие коммуникативной функции речи.
Кроме этого, в увлекательной игре, находясь на пике эмоций, выполняя практические действия, малыши способны усвоить много новых слов и выражений. Поэтому занятия рисованием способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.
Рисуя с детьми, педагог рассказывает о различных явлениях природы (дождь, снег, времена года и т. п.), о жизни людей (в городе и деревне, праздники, прогулки и т.д.) и о жизни животных. Соответственно теме занятия подбирается дидактический материал.
2. Янушко Е.А. Развитие речи у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2012.-64 с.
3. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста (1—3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. — М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2013.-64 с.
Развитие движений
Создавать условия, побуждающие детей к двигательной активности; содействовать развитию основных движений. Учить ходить в прямом направлении, сохраняя равновесие и постепенно включая движения рук; влезать на стремянку и слезать с нее; подлезать, перелезать; отталкивать предметы при бросании и катании; выполнять движения совместно с другими детьми.
Ходьба и упражнения в равновесии. Ходьба стайкой, ходьба по доске (ширина 20 см, длина 1,5-2 м), приподнятой одним концом от пола на 15-20 см. Подъем на опрокинутый вверх дном ящик (50x50x15 см) и спуск с него. Перешагивание через веревку или палку, приподнятую от пола на 12-18 см.
Ползание, лазанье. Перелезание через бревно (диаметр 15-20 см), подлезание под веревку, поднятую на высоту 35-40 см, пролезание в обруч (диаметр 45 см). Лазанье по лесенке-стремянке вверх и вниз (высота 1,5 м).
Катание, бросание. Катание мяча (диаметр 20-25 см) в паре с взрослым, катание по скату и перенос мяча к скату. Бросание мяча (диаметр 6-8 см) правой и левой рукой на расстояние 50-70 см.
Общеразвивающие упражнения. В положении сидя на скамейке поднимание рук вперед и опускание их, отведение за спину.
В положении сидя повороты корпуса вправо и влево с передачей предмета.
В положении стоя полунаклоны вперед и выпрямление; при поддержке взрослого полунаклоны вперед, перегибаясь через палку (40-45 см от пола).
Приседания с поддержкой взрослого.
Подвижные игры
Формировать у детей устойчивое положительное отношение к подвижным играм. Ежедневно проводить подвижные игры с использованием игрушки и без нее.
С детьми старше 1 года 6 месяцев подвижные игры проводятся индивидуально и по подгруппам (2-3 человека).
Развивать основные движения детей (ходьба, ползание и лазанье, катание и бросание мяча).
Формировать умение двигаться стайкой в одном направлении, не мешая друг другу. Развивать умение внимательно слушать взрослого, действовать по сигналу.
Примерный список подвижных игр
«Догони мяч», «Передай мяч», «Доползи до погремушки», «Догони собачку», «Маленькие и большие», «Поймай бабочку», «Где пищит мы- шонок?» и др.
Самостоятельные игры детей с игрушками, стимулирующими двига- тельную активность: с каталками, тележками, автомобилями и пр.
Игры-занятия со строительным материалом (настольным, напольным).
Продолжать знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), «опредмечивая» их (цилиндр - столбик, труба).
Знакомить со способами конструирования - прикладыванием, на- кладыванием. Побуждать совместно с взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки.
Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.
В летнее время на прогулке проводить игры с природными материалами. Сочетать игры с песком с играми со строительным материалом, игры с водой
- с сюжетными играми. Развивать умение выкладывать камешками, ракушками, шишками изображенные взрослым на песке знакомые фигуры. Поощрять самостоятельное включение детьми в сюжетные игры природного материала в качестве предметов-заместителей (листик — тарелка).
Обогатить опыт детей зрительными, слуховыми, осязательными впечатлениями при активном действии с деталями строительного материала и соразмерными ему игрушками.
Развить умения добиваться определенного результата в процессе этих действий: складывать детали в коробку, накладывать кубик на кубик, выстраивать в ряд одинаковые детали, ставить кирпичики вертикально в ряд (на длинную грань, а затем на короткую), сооружать простейшие постройки по образцу воспитателя (мебель, башенка, машинка), делать перекрытия на устойчивой основе (скамейка из двух кубиков и пластины) и на менее устойчивой (ворота из двух кирпичиков, стоящих на узких коротких гранях пластины).
Побудить детей к обследованию деталей и экспериментированию с ними и игрушками (шарик катится, кубик стоит, петушок стоит на башне). Побудить выполнять игровые действия («принеси такой кирпичик», «посади на кубик зайку»).
Научить распознавать строительные детали и игрушки по форме, цвету, величине, фактуре («такой», «не такой», «красный кубик — большой», «мягкая собачка»). Способствовать усвоению слов — названий для обозначения строительных деталей (призма — крыша, кирпичик, кубик). Подвести к усвоению пространственных соотношений (длинная дорожка, рядом с домиком).
Развить умение сосредоточенно смотреть на предметы, слушать и понимать взрослого. Сформировать элементарные представления об окружающих предметах (мебель, городской транспорт, домики, заборы). Расширить словарный запас, развить восприятие, внимание, память, стимулировать познавательную деятельность. Содействовать развитию потребности в общении со взрослыми и сверстниками (желание задавать вопросы, высказываться, обращаться с просьбой, отвечать, сопровождать действия речью).
Игры-занятия с дидактическим материалом
Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. Развивать умение различать предметы по величине: с помощью взрослого собирать пирамидку из 4 - 5 колец (от большого к маленькому), из 4 - 5 колпачков.
Формировать умение подбирать крышки (круглые, квадратные) к коробочкам и шкатулкам соответствующих форм; собирать двухместные дидактические игрушки (матрешки, бочонки), составлять разрезные картинки из двух частей (пирамидка, яблоко и др.).
Упражнять в соотнесении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) с отверстиями дидактической коробки.
Проводить дидактические игры на развитие слухового внимания («Кто в домике живет?», «Кто нас позвал?» и т.д.).
Развивать умение различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеленый); по предложению взрослого отбирать предметы определенного цвета.
Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем, плоскостные и объемные предметы с фигурными отверстиями коробок и столиков. Предоставлять возможность самостоятельно играть с дидактическими игрушками, мелким и крупным строительным материалом.
Сенсорное воспитание
Познание окружающего мира начинается е восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение — строятся на основе об- разов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать, усваивать явления внешнего мира.
Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа).
Но наличие органов чувств - это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Сенсорные эталоны
Научить ребенка обследовать предметы и различать их свойства еще недостаточно для полноценного развития восприятия. Необходимо уметь определять отношение выявленных свойств данного предмета к свойствам других предметов. Для этого существуют мерки, с помощью которых можно сравнивать предметы. Поэтому, приступая к описанию этапов сенсорного развития ребенка, нельзя не остановиться на понятии «сенсорный эталон».
Сенсорные эталоны - это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы - геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным). В слуховом восприятии эталонами являются звуковысотные отношения, фонемы родного языка, музыкальные ноты и др. Во вкусовом восприятии выделяют четыре основных вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький) и их сочетания. В обонятельном восприятии имеет место узкоспециальное деление запахов на сладкие и горькие, свежие, легкие и тяжелые запахи и т. п.
В процессе восприятия ребенок накапливает зрительные, слуховые, осязательные, двигательные, вкусовые, обонятельные образы. Закрепить образы предметов, сделать их более четкими ребенку помогают слова. Если образы восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка и через некоторое время после восприятия предмета. Для этого достаточно произнести соответствующее слово-название.
Основная задача игр – занятий с дидактическим материалом - накопление разнообразного сенсорного опыта, который на следующих этапах обучения позволит систематизировать накопленные знания, приобрести новые, а также использовать их в разнообразных ситуациях.
Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства.
Способы действий ребенка с предметами
Чувственный опыт ребенок приобретает в процессе ориентировочно- исследовательской деятельности. Познавая мир, малыш использует следующие способы действий:
- хаотические действия, в процессе которых он действует с предметом независимо от его функции - стучит, хватает, бросает, тянет в рот и т. п. Такие действия присущи младенцам, но могут присутствовать и у детей дошкольного возраста с нарушениями интеллекта, зрения, слуха, аутичных малышей;
- метод проб и ошибок. Используя этот способ действия, ребенок в ходе исследования предмета осуществляет большое число проб, фиксируя правильные действия и отбрасывая ошибочные варианты;
- практическое примеривание - перцептивный способ ориентировки (происходящий во внутреннем плане), в ходе которого ребенок сравнивает свойства предметов при непосредственной их близости и действует в соответствии с результатами примеривания;
- зрительное соотнесение - перцептивный способ ориентировки, при котором ребенок сравнивает свойства предметов на расстоянии при помощи зрения.
Опыт, полученный в процессе чувственного познания мира, закрепляется в представлений при помощи слова (ребенок может восстановить в памяти свойства предметов по их названию, сам называет свойства и качества предметов).
Особенности занятий с детьми раннего возраста
Внимание детей раннего возраста имеет непроизвольный характер. Малыши действуют спонтанно, их невозможно заставить слушать, смотреть, если им это неинтересно. Эти особенности возраста не позволяют строить занятие с детьми только на основе беседы или показа обучающего материала. Авторитет взрослого также не может побудить малышей к действиям, которые им неинтересны.
В работе с детьми раннего возраста необходимо использовать такие игры, в процессе которых изучаемый признак предмета становится для них по-настоящему значимым. Этого можно добиться: 1) подбирая специальные дидактические игрушки, в основе которых заложен обучающий принцип (например, пирамидки и матрешки учат дифференцировать предметы по величине; рамки Монтеесори и доски Сегена учат на практике учитывать такое свойство предметов, как форма); 2) организуя веселые подвижные игры с использованием разнообразных игрушек, в которых невозможно до- стичь цели без учета определенного признака предмета. Кроме этого, следует помнить о том, что малыши предпочитают практические действия с реальными игрушками и предме- тами.
Развитие зрительного восприятия
Зрение - одно из пяти внешних чувств, органом которого является глаз. Зрение позволяет воспринимать видимые свойства предметов и явлений. Именно при помощи зрения человек получает большую часть информации из внешнего мира.
В рамках сенсорного развития детей раннего возраста знакомят с такими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве. Также проводится работа по обучению детей целостному восприятию образов предметов.
Свет
С такими явлениями, как свёт й темнота, дети сталкиваются каждый день, но делают это неосознанно, принимая как данность. Специально обращая внимание детей на эти явления, можно обогатить их восприятие новыми впечатлениями, расширить представления об окружающем мире.
Цвет
Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет не всегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, это то свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.
Сенсорными эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой) и ахроматические цвета (белый, черный, оттенки серого).
Знакомство малышей с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как дети научатся без труда узнавать и различать эти цвета, а также называть их, можно знакомить их с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства детей с цветом можно выделить следующие этапы:
- различение цветов по принципу «такой - не такой». На этом этапе дети сравнивают предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.
- зрительное соотнесение цветов - восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу.
- закрепление представлений о цвете в слове.
Знакомство детей с цветом осуществляется в ходе специально организованных занятий и в быту при рассматривании различных предметов (овощи; фрукты, одежда, игрушки и т. д.).
Форма
Форма - это внешнее очертание, наружный вид предмета.
Говоря о сенсорных эталонах формы, следует различать плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапеция, многоугольник) и объемные геометрические тела (шар, куб, параллелепипед («кирпичик»), эллипсоид («яйцо»);; цилиндр, конус).
Сначала малышей знакомят, с простыми фигурами: кругом и квадратом; помогают им сравнить фигуры (круг гладкий, ровный, а у квадрата есть стороны и углы): показывают, как обвести контуры фигур пальцем. Когда малыши усвоят эти формы, их знакомят с треугольником, прямоугольником и овалом.
В процессе знакомства детей с формой предметов выделяют следующие этапы:
- практические действия. -
зрительное восприятие формы.
- запоминание эталонов геометрических форм и их названий, использование этих знаний в различных ситуациях.
Величина
Величина - это значимое свойство предметов (размер, объем, протяженность); измеряемое на глаз путем сравнения с другими объектами, либо с помощью специальных инструментов в метрической системе мер, единицах объема и т. д.
Знакомство детей раннего возраста с величиной происходит в ходе занятий, направленных на сравнение предметов. При проведении подобных занятий желательно:
- предлагать сравнивать предметы только по одному параметру;
- сравнивать по величине предметы, одинаковые по цвету и форме;
- сначала сравнивать два предмета, резко различающихся по величине, затем можно добавить третий объект - средний по величине;
- параметры величины обозначать словами, не требуя от детей повторения. Для наглядности можно использовать выразительные жесты. Сначала величину обозначают при помощи слов такой - не такой, затем словами большой - маленький, а в последующем используют понятия, обозначающие конкретные параметры величины: высокий - низкий, узкий - широкий, длинный - короткий.
В процессе знакомства детей с величиной выделяют следующие этапы:
- практические действия.
- зрительное восприятие величины.
- использование знаний о величине в различных ситуациях (на занятиях и в повседневной жизни).
Знакомить детей с величиной и закреплять знания о ней можно следующими способами:
- сравнивая пары предметов практически - способом приложения;
- зрительно сравнивая резко различающиеся по величине пары предметов;
- используя специальные дидактические игрушки (пирамидки, матрешки, вкладыщи, доски Сегена);
- используя специальные дидактические игры, направленные на изучение величины (настольно-печатные, подвижные и др.).
Количество
Количество — это категория, характеризующая предметы и явления внешнего мира со стороны числа, объема.
Знакомство с количеством на базовом уровне включает в себя изучение следующих понятий: один, мало, много, поровну (столько же), ни одного.
Обучение детей умению различать количество предметов сначала происходит с использованием реальных предметов и игрушек и лишь постепенно вводятся картинки с их изображением.
Также малышей можно знакомить с количеством различных материалов и жидкостей, которое определяется на глаз, приблизительно. Например, в одной куче много песка, а в другой мало, в одной банке много воды, она полная, а в другой нет воды, она пустая.
Расположение в пространстве
Пространство — это промежуток между объектами; свободное место, где что- нибудь можно поместить.
Объектами изучения являются знакомые помещения, территория детской площадки, различные предметы и их положение в пространстве (далеко — близко — рядом, справа — слева, сверху — снизу, внутри — снаружи, спереди — сзади).
Также малышей начинают учить ориентироваться на листе бумаги.
Изучать пространство можно разнообразными доступными детям способами:
- в ходе наблюдения;
- при манипуляции с предметами;
- в процессе занятий рисованием, аппликацией.
Целостный образ предмета
Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего
мира.
Формирование целостного образа воспринимаемого объекта происходит в
следующей последовательности:
- узнавание и различение предметов. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания, которое развивается как спонтанно, так и в ходе специальных занятий.
- восприятие предмета и выделение его частей.
Развитие слухового восприятия
Слух - это одно из пяти внешних чувств, дающее возможность воспринимать звуки различного происхождения. Органом слуха является, ухо.
Специальное обучение ребенка восприятию звуков поможет ему лучше ориентироваться в пространстве, избежать несчастных случаев (например, при переходе через улицу). При этом следует учесть, что звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение - слухозрительно, что должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.
Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, понимать смысл различного сочетания фонем (слова, фразы, тексты). Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонаций.
Умение сосредоточиться на звуках человеческой речи - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь - основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы ребенок научился правильно говорить: произносить звуки, отчетливо проговаривать слова, использовать все возможно- сти голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи).
Развитие осязания
Осязание - это ощущение давления, тепла, холода и проч. при прикосновении кожи к чему-либо. Осязание является одним из способов восприятия окружающего мира и осу- ществляется при помощи рецепторов, расположенных на коже.
Главным инструментом осязания являются руки: при ощупывании объекта ладонями и пальцами рук человек получает разнообразные тактильные ощущения, несущие важную информацию о свойствах предметов;
В ходе игр и занятий, направленных на развитие у детей осязания, решаются следующие задачи:
- развитие хватания;
- обучение целенаправленному ощупыванию;
- развитие чувствительности пальцев рук;
- знакомство с различными материалами, предметами и их свойствами.
Игры по сенсорному развитию
Описанные ниже игры лучше проводить в свободное от занятий время, во второй половине дня.
Занятие 1. Пляшущие тени
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Ход занятия
Эта игра проводится на прогулке.
В солнечную погоду обратите внимание малышей на то, что их тела отбрасывают тени на земле. Предложите детям подвигаться (лучше стоя на ровной поверхности) и понаблю- дать за тем, как тень на асфальте повторяет их движения.
Можно обратить внимание детей на то, что тени в разное время суток разные: короткие или длинные.
Занятие 2. Гуляем в темноте
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о темноте.
Ход занятия
Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите детям погулять (по комнате, на площадке): «Давайте погуляем в темноте! Это не страшно».
Пусть малыши возьмутся за руки и начнут свое путешествие. Когда глаза детей привыкнут к темноте, попросите их рассказать, что они видят.
По окончании игры предложите малышам рассказать о том, когда и где бывает темно (светло).
Занятие 3. День и ночь
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Ход занятия
Это занятие лучше проводить в зимнее время суток, когда день короткий.
Когда стемнеет, предложите детям поиграть: «Давайте поиграем в игру «День и ночь». Когда я включу свет и в комнате станет светло, наступит день. В это время вы будете хо- дить, бегать, танцевать, играть. А когда я выключу свет и станет темно, наступит ночь. Тогда вы ляжете на ковер и будете спать».
В эту игру можно играть несколько раз, пока у детей: не пропадет к ней интерес.
Занятие 4. Тени на стене
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материалы. Настольная лампа.
Ход занятия
Вечером, когда стемнеет, включите настольную лампу, направьте ее свет на стену (лучше светлой однотонной окраски) и покажите малышам несколько простых фигур.
Например:
«Дерево». Поднимите прямую руку вверх, растопырьте пальцы; пошевелите пальцами и покачайте рукой из стороны в сторону («подул ветер, и дерево закачалось»).
«Собака». Соедините вместе выпрямленные пальцы. Сдвигая и раздвигая средний и безымянный пальцы (или мизинец), изобразите, как лает собачка.
«Птица». Выпрямленные ладони рук скрестите в районе запястий - получится пти- ца с расправленными крыльями. Двигая руками вверх и вниз, изобразите, как летит птица.
«Гусь». Соедините вместе выпрямленные пальцы, большой палец должен быть противопоставлен остальным. Сдвигая и раздвигая пальцы, изобразите, как гусь откры- вает и закрывает клюв, щиплется. Можно показать двумя руками, как дерутся гуси.
«Заяц». Сожмите пальцы руки в кулак, затем выпрямите указательный и средний пальцы и пошевелите ими («заяц шевелит ушками»). Изобразите, как зайчик скачет, танцует.
Можно предложить детям поэкспериментировать и придумать свои собственные фигуры. Даже если полученная фигура не очень узнаваема, все равно похвалите ребенка за старание и попросите пояснить, что именно у него получилось.
В процессе игры можно использовать различные знакомые детям предметы и игрушки. А можно придумать несложный сюжет и организовать театр теней, используя для этого приготовленные заранее бумажные фигурки.
Занятие 5. Фонарик
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете и темноте.
Материалы. Электрический фонарик.
Ход занятия
Когда стемнеет, походите вместе с детьми по темной комнате, освещая ее лучом фонарика. Путешествуя с детьми по группе, заглядывайте в темные углы, рассматривайте окружающие предметы. Затем передайте фонарик ребенку, пусть теперь он ведет за собой остальных малышей.
Занятие 6. Свеча
Цели. Развивать зрительные ощущения, формировать представления о свете, темноте, полумраке.
Материалы. Свеча.
Ход занятия
Когда стемнеет, установите на столе длинную свечу и зажгите ее. Предложите детям понаблюдать за тем, как она горит. Можно походить с зажженной свечой по группе, осве- щая путь. Обратите внимание малышей на то, что со свечой в комнате стало светлее. Затем предложите всем вместе (или по очереди) задуть свечу. Включите электрическое освещение и обратите внимание детей на то, что свет лампочки ярче, чем свет свечи.
Игру можно повторить несколько раз.
Тактильные ощущения являются важным и информативным источником сведений о внешнем мире.
Представление ниже игры не требуют много времени, их рекомендуется проводить во время прогулки, режимных моментов, занятий лепкой, свободной деятельности детей.
Занятие 1. Круглое и квадратное
Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; кубики и шарики.
Ход занятия
В начале игры предложите детям внимательно ощупать кубики и шарики. Для того, чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем сложите предметы в коробку и предложите ребятам поиграть. Попросите кого- нибудь из детей достать из коробки шарик, просунув руку в прорезь. Следующему ребенку предложите достать кубик и т. д.
В последующем можно класть в коробку кубики и шарики разной величины, сделанные из разных материалов.
Занятие 2. Угадай, что в ящике
Цели. Развивать осязание; учить ощупывать предметы.
Материалы. Коробка с круглыми отверстиями для рук; игрушки и предметы разной формы, сделанные из разных материалов.
Ход занятия
Предложите детям внимательно изучить все предметы и игрушки, ощупав их. Для того чтобы сосредоточиться на ощущениях, можно предложить малышам ощупывать предметы с закрытыми глазами.
Затем спрячьте предметы и предложите ребятам поиграть: «Я спрячу в коробку предмет, а кто-то из вас просунет внутрь коробки руки и угадает, Что там лежит. В этой игре нельзя смотреть, но можно трогать».
Незаметно для детей положите в коробку один предмет и предложите ребенку ощупать его и угадать, как он называется. Затем пусть ребенок достанет предмет и проверит правильность ответа. Таким образом, дети по очереди угадывают предметы.
Занятие 3. Переливание воды
Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами жидкости.
Материалы. Лейка, воронка, ёмкости разного объема (банки, чашки, бутылки и др.); вода, большой таз, тряпки.
Ход занятия
Предложите детям поиграть с водой: по очереди опустить руки в воду и поводить ими из стороны в сторону. Затем noпросите малышей рассказать, какая, по их мнению, вода (мокрая, подвижная, прохладная, журчащая и т. п.).
Дайте детям различные емкости, воронку и лейку. Предложите малышам перелить воду из таза в емкости.
Занятие 4. Ледяное царство
Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами льда.
Материалы. Лед в кубиках, стакан.
Ход занятия
Заранее приготовьте лед. Если есть возможность, приготовьте лед вместе с детьми: заполните водой форму для льда и поставьте ее в морозильную камеру. На следующий день достаньте лед и выдавите его из формы в миску: «Смотрите: вода замерзла. Она стала холодная и твердая».
Предложите детям потрогать кусочки (кубики) льда, подержать их в руках: «Ой, какая холодная льдинка, а рука теплая. Давайте зажмем лед в ладошках. Смотрите, водичка ка- пает - это лед тает и снова превращается в воду». Затем в прозрачную стеклянную кружку или стакан налейте горячую воду (можно подкрашенную), опустите в нее кусочек льда, и понаблюдайте вместе с детьми, как быстро он тает.
Занятие 5. Прячем руки
Цели. Развивать осязание; знакомить со свойствами различных круп.
Материалы. Крупы и бобовые (гречка, рис, горох др.), миска, совок, маленькая игрушка.
Ход занятия
Это занятие лучше проводить индивидуально или с небольшой группой детей.
В начале занятия объясните ребенку, что играть надо аккуратно, не рассыпая крупу. Насыпьте гречневую крупу в глубокую миску, опустите в нее руки и пошевелите пальцами. Затем предложите ребенку опустить руки в крупу: «Где мои руки? Спрятались. Давай и твои ручки спрячем. Пошевели пальчиками. Как приятно! А теперь, потри ладошки друг о друга - немножко колется, да?»
Можно спрятать в крупу маленькую игрушку, а затем предложить ребенку найти ее.
Во время поисков можно разгребать крупу ладонями или копать при помощи совочка.
Занятие 6. Помяли, пощипали!
Цели. Развивать осязание, знакомить с различными пластичными материалами и их свойствами.
Материалы. Тесто, пластилин, глина.
Ход занятия
Знакомить детей с пластичными материалами удобно в ходе занятий лепкой.
Раздайте, детям по кусочку теста, предложите подержать его в руках, помять пальчиками, отщипнуть несколько маленьких и больших кусочков. Эти действия познакомят детей с мягкой и пластичной фактурой материала.
В следующий раз предложите детям для изучения кусочки пластилина, затем глину. Обратите внимание малышей на то, что разные материалы непохожи на ощупь и обладают различными свойствами.
При проведении занятия следует соблюдать меры предосторожности: на стол постелите клеенку, закатайте детям рукава и наденьте фартуки. Если кто-то из малышей не хочет брать в руки тесто или глину, потому что боится испачкаться, объясните ему, что потом руки можно помыть.
Занятие 7. Горячо - холодно Цели. Развивать осязание.
Материалы. Вода разной температуры, ведерки или миски.
Ход занятия
В миски или ведерки налейте холодную и горячую (до 45 градусов) воду. Предложите детям по очереди опустить руки в воду и определить, какая она, холодная или горячая.
Сначала предлагайте малышам для сравнения воду контрастной температуры, затем воду, которая не так резко различается по температуре (горячая и теплая, холодная и теп- лая).
Можно также сравнивать воду трех температур - холодную, теплую и горячую.
Список литературы:
1. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1- 3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 72 с.
Задачи музыкального воспитания детей второго раннего возраста (2 – й год жизни)
Слушание музыки:
- Начинать развивать у детей музыкальную память.
- Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца.
- Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию.
Пение:
- При пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподражание, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок).
Музыкально – ритмические движения:
- Продолжать совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно.
- Развивать умение вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение).
- Помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет).
Праздники, музыкальные игры, развлечения:
- Приобщать детей к сюжетным музыкальным играм.
- Формировать умение перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру.
- Вызывать радость, чувство удовлетворения от игровых действий. - Показывать детям простейшие по содержанию спектакли.
Учебно-тематический план
период |
Темы занятий |
Общее кол-во часов |
Формы обучения |
сентябрь |
Адаптация |
8 |
|
октябрь |
«Осень золотая» |
7 |
Фронтальное занятие |
«Вот как мы играем» |
1 |
Доминантное занятие |
|
ноябрь |
«Поздняя осень» |
7 |
Фронтальное занятие |
«Первый снег» |
1 |
Интегрированное тематическое занятие |
|
декабрь |
«Что за праздник Новый год» |
7 |
Фронтальное занятие |
«Вот как мы танцуем» |
1 |
Доминантное занятие |
|
январь |
«Зима» |
5 |
Фронтальное занятие |
«Теремок» |
1 |
Интегрированное тематическое занятие |
|
февраль |
«Наша армия сильна» |
4 |
Фронтальное занятие |
«Милая мама» |
4 |
Фронтальное занятие |
|
март |
«Весна» |
7 |
Фронтальное занятие |
«Вот как мы поём» |
1 |
Доминантное занятие |
|
апрель |
«Красавица Весна» |
7 |
Фронтальное занятие |
«У бабушки в гостях» |
1 |
Интегрированное тематическое занятие |
|
май |
«Светлый День Победы» |
3 |
Фронтальное занятие |
«Что такое лето» |
4 |
Фронтальное занятие |
|
«Что такое музыка?» |
1 |
Доминантное занятие |
|
Итого |
Общее кол-во занятий |
70 |
К концу года дети второй группы раннего возраста могут:
- Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий-низкий);
- Вместе с педагогом подпевать в песне музыкальные фразы;
- Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки;
- Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук;
- Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.